Легенды стиля: Грета Гарбо – женщина-отшельница и шпион

Чтобы стать легендой стиля, недостаточно только красиво одеваться. Нужно обладать сильным внутренним стержнем, иметь твердый характер и знать, что и зачем ты делаешь. Легенды – люди, которыми хочется восхищаться даже после их смерти. В них прекрасно все: от одежды, прически и макияжа – до поступков и жизненной позиции.

Грета Гарбо запомнилась не благодаря яркой роли или фильму. Она вошла в историю кино как недоступная, отстраненная отшельница с аристократичными чертами лица и благородным стилем.

Гарбо снялась в 28 фильмах, в последнем – в возрасте 36 лет. Остаток жизни провела в своей семикомнатной квартире на Манхеттене. Умерла в 84 года в 1990 г.

Появляться на публике она не любила, не приходила на премьеры своих фильмов и не давала интервью. Ее любимым занятием было гулять по городу. Она ходила по улицам в широком пальто, брюках, туфлях без каблука, в шляпе, натянутой на лоб, и больших солнцезащитных очках. В ней было сложно узнать голливудскую кинодиву. 

В личную жизнь она никого не впускала и никогда не давала автографов и интервью. Мало кто знает, что на студии MGM ей изначально придумали образ сексапильной актрисы. Но ее первые высказывания в прессе были настолько скандальными для того времени, что было решено – лучше образ отшельницы.

На вопрос о замужестве она отвечала отрицательно, но упоминала, что уже несколько месяцев живет с режиссером Стиллером, с которым она приехала в Голливуд. Что и говорить: по тем временам Гарбо в 21 год считалась несовершеннолетней, и даже контракт со студией MGM отправили на подпись ее маме в Швецию. 

Руководство студии не сразу поверило в нее. Она не казалась красавицей: у нее были широкие плечи, длинные руки, сфинксоподобное телосложение. Но она была привлекательной, а в объективе камеры – излучала особенный свет. Главный секрет ее красоты на экране – правильный ракурс и освещение, всегда прямо – немного над головой и на глаза.

Грету Гарбо не интересовал стиль жизни Голливуда. Среди ее друзей было много богачей, которые вели роскошную жизнь, но сама она была невероятно скупа. Актриса не была бедной, владела недвижимостью в Америке и Швеции. Но достать кошелек из сумочки для нее было чем-то невообразимым. Она никогда не платила за себя в ресторане или такси. 

В фильмах она носила королевские наряды, а за кадром предпочитала минимализм в одежде, без множества деталей, чтобы не отвлекать внимание от индивидуальности. Свитера, широкие брюки, плащи и пальто. Если туфли, то без каблука, чаще всего – узкие броги. Она ввела моду на брючный костюм. С ним носила белые рубашки и блузы с жабо, подчеркивающие грудь и тонкую талию. Она говорила: выглядеть сексуально можно не только в вызывающей одежде.

Большие солнцезащитные очки и шляпы она носила, чтобы защититься от вездесущих папарацци. Они тайно снимали даже в тот день, когда ее увозили в больницу незадолго до смерти. Именно Гарбо стала законодательницей моды на маленькие шапочки и береты. Для комедии «Ниночка» в 1939 г. она создала маленькую шапочку из джерси, хит того времени.

Образ Гарбо в жизни был естественный и простой. Некоторые характеризуют ее стиль как андрогинный шик.

В кино было по-другому. Максимально бледный оттенок кожи, чуждый загорелым американцам, актриса подчеркивала пудрой светлого оттенка. Эффект тонких, как ниточки, бровей она усиливала под изгибом белыми тенями. По складке верхнего века она проводила линию и прорисовывала классические стрелки. Накладные ресницы – еще одна важная деталь образа актрисы. Именно Грета ввела моду на них. Губы она красила матовой помадой, аккуратно выделяя контур. Любимые оттенки: винный, красный и кармин.  

Интересно, что, по воспоминаниям людей из ее окружения, она почти не пользовалась косметикой. Грета Гарбо никому не подражала. Она приходила на съемки рано утром уже загримированная (красилась дома). На съемочной площадке ни с кем не заводила тесных отношений, держала дистанцию и славилась замкнутостью. Играть на публике для нее было невыносимым, поэтому она просила закрытые павильоны, чтобы людей почти не было.

Это был новый тип актрисы – нетеатральной. Она зачаровывала на экране своей минималистичной манерой игры, которая проявлялась в искреннем взгляде, приподнятом подбородке и множестве других деталей. Повторить это мало кому удавалось.

«Я хочу быть одна» – слова из фильма «Гранд Отель» (1932 г.), где Гарбо играла русскую прима-балерину Грузинскую, можно отнести и к ее жизни. Мало кто знает, что в 15 лет Гарбо вышла замуж за богатого аристократа Макса Гампела. Но брак их длился недолго. После этого она больше никогда не хотела связывать себя узами брака.

Со шведским режиссером Морицем Стиллером она уехала в Голливуд. Именно он предложил ей сменить настоящую фамилию Густафсон на Гарбо. Карьера Стиллера в Америке не задалась, он не хотел учить английский. А Грету ждал успех. Ее называли «деревенской толстушкой» и «бесполезной протеже» Стиллера. Но Гарбо показала, на что способна.

Второй фильм, снятый в США, «Плоть и дьявол» (1926 г.) закончился для Гарбо триумфом и страстным романом с самым кассовым актером Джоном Гилбертом. Он даже позвал ее замуж. Она удивила всех согласием, но в день свадьбы скрылась из Голливуда. Вернулась только через несколько месяцев, когда скандал угас.

Во второй половине 40-х она встречалась с фотографом Сесилом Битоном. Однажды, когда Гарбо поехала по делам в Швецию, он решил опубликовать ее фото в журнале Vogue. Когда актриса вернулась, то разорвала отношения навсегда. Она навестила Битона один раз только в старости, когда он перенес инсульт, и окончательно в нем разочаровалась.

Гарбо моментально обрывала все связи, если видела, что ее личную жизнь хотят предать огласке. Среди ее возлюбленных были и женщины. Испанка Мерседес де Акоста написала об отношениях с актрисой в своей книге. После этого Гарбо вычеркнула ее из своей жизни навсегда. В личном архиве актрисы спустя 10 лет после ее смерти никаких крамольных подробностей этой истории журналисты так и не нашли.

«Двуликая женщина» 1941 г. – последний фильм с Гарбо. Мало кто знает, что в 1949 г. актриса хотела вернуться в кино. С оператором и режиссером она поехала в Рим встречаться со спонсорами. Но поставила условие: встреча состоится только в приглушенном свете. 

Кредиторы засомневались в былой красоте Гарбо и рассказали прессе, что актриса выглядит не так, как раньше. Она была уничтожена этими заявлениями. Ее громкое имя больше не гарантировало ее фильмам кредитования. Это был большой удар, и она решила никогда не возвращаться в кино. Даже Хичкок не смог ее уговорить.

Никто тогда не знал, какой вклад он внесла в борьбу с фашистами и как помогла евреям во время Второй мировой. В 2000 г. рассекретили архив шведской военной разведки. Грета Гарбо была шпионом союзников. Стояла задача – не дать немцам создать атомную бомбу. В оккупированной Дании работал Нильс Бор, и за его исследованиями охотилась Германия и датское подполье. Первые хотели воспользоваться его разработками в корыстных целях. Вторые –взорвать всю его лабораторию вместе с ним. Миссия Гарбо заключалась в том, чтобы спасти ученого и привлечь к сотрудничеству с разведкой самых влиятельных шведов. 

Актриса дружила со шведским и датским королями, вербовала ученых, промышленников и членов королевской семьи. Ей удалось наладить целую агентурную сеть. Нильса Бора спасли (перевезли в Швецию, а потом в Шотландию). Завод в Норвегии, где производили «тяжелую воду» для цепной реакции, взорвали.  

Также благодаря Гарбо и шведской королевской семье всего за одну ночь датских евреев, которых должны были отвезти в лагеря смерти, переправили на лодках в Швецию.

Центральный банк Швеции выпустит банкноту номиналом 100 крон с изображением Греты Гарбо на аверсе осенью 2016 года. В этом году исполняется 110 лет со дня ее рождения.

Plus
Share
Class
Pin

Комментарии (0)