Фотограф Света Ярошук: «Работа, опубликованная в Vogue, – это повод для гордости»

Работы фотографа Светы Ярошук периодически публикует Vogue Italia и другие зарубежные журналы. В прошлом году ее фотографию даже выставили в Лувре. О том, как ей удается завоевывать симпатии жюри и модных редакций, а также совмещать fashion-фотографию и съемку молодоженов, мы спросили у Светы лично.

Фото для конкурса The Exposure Award, выставленное в Лувре

Фотоконкурс The Exposure Award два раза в год устраивает выставки своих финалистов в Париже и Майами. Работа Светы Ярошук дошла до финала, фото показали в Лувре и опубликовали в книге. 

Кроме участия и побед в других конкурсах, в списке «заслуг» Светы и 14 фотографий в электронной версии Vogue Italia. Она искренне признается, что до сих пор не знает, почему именно ее работы удостаиваются внимания экспертов:

- Это единственная редакция, которая позволяет любому желающему фотографу попасть на сайт престижного издания в мире fashion. Иногда мне пишут фотографы из известных журналов и спрашивают, знаю ли я какой-то секрет. На самом деле, я не знаю.

Приятно, когда тебя оценивает редакция известного журнала. Значит, ты двигаешься в правильном направлении. Конечно, фотография, опубликованная в Vogue, – это повод для гордости.

Любой конкурс – это способ заявить о себе и проверить работу, но я отдаю себе отчет в том, что любой фотоконкурс субъективен.

Фотограф-самоучка

Фотографией Света начала заниматься не сразу. Экономист по образованию, она успела поработать в офисе «от звонка до звонка», пока не начала всерьез интересоваться съемкой. Первый опыт она получала в клубах, где пробовала себя в качестве фоторепортера на вечеринках. 

- Сейчас я понимаю, что на тот момент я снимала плохо. Когда я начала посвящать все свое время фотосъемке, то прогресс пошел быстро. Я очень рада, что приняла решение уйти из офиса и полностью погрузиться в фотографию.

Света признается, что никаких курсов, мастер-классов и фотошкол не посещала и, по сути, фотограф-самоучка:

- Я купила фотоаппарат, прочитала инструкцию и начала сама разбираться в кнопочках. Я не смотрела даже видеоуроков. Конечно, я кое-что читала, подписывалась на паблики и фотографов, которые мне нравились. Постепенно я стала во многом разбираться, но времени на это ушло много.


Света не отрицает, что с хорошим преподавателем научиться фотографировать можно гораздо быстрее. Но здесь нужно быть осторожным, потому что могут так научить, «что будешь бояться сделать шаг в сторону». 

Фотограф должен понимать, как поставить свет, выстроить композицию, понимать правила сочетания цветов и другие нюансы. Тем не менее, Света уверена, что техническая сторона не самое главное. 

- Есть много фотографов, которые заботятся только о качестве, технике и правильной постановке. Они профессионалы в техническом плане, но эти снимки смотреть неинтересно. Им не хватает смысла и чувств. Конечно, качество фотоснимка никто не отменял, но должно оставаться и индивидуальное видение фотографа; понимание того, что ты снимаешь.


О профессионализме фотографов и моделей

- Я фотограф. Профессиональный, не профессиональный – как тут судить? Я стараюсь запечатлеть характер человека, подловить кадр, где он раскрывается как личность, показать его суть или, наоборот, дать ему возможность побыть кем-то другим в кадре. Если людям нравится – то это и есть показатель профессионализма.


Света работает в основном в двух направлениях: свадебная (семейная, love story) съемка и fashion-фотография:

- Сначала я вообще снимала арт, интересные типажи и работала с непрофессиональными моделями: знакомыми или девушками, которые обладали нетипичной внешностью, но не умели себя правильно преподнести. Сейчас я чаще всего снимаю профессиональных моделей, многие из них начинающие.

С кем работать легче? Зависит от человека. Бывает, что он легко раскрывается, хорошо идет на контакт. Для моделей съемка – это профессия, поэтому они знают свои удачные ракурсы, владеют позами, умеют взаимодействовать с фотографом.

Конечно, обычного человека нужно расшевелить, чтобы он не стеснялся, показал, какой он есть. Здесь мне нужно больше быть психологом. Бывает, что и вовсе не удается найти контакт, и неважно, кто это: парень или девушка. Все портит стеснение перед камерой. Приходится дольше снимать, больше говорить, общаться.


О fashion-фотографии и съемках свадеб

Выбирать только одно направление в работе Света пока не хочет, хотя не отрицает, что правильнее было бы сконцентрироваться или на свадьбах/love story, или на fashion. 

- Мне пока многое интересно, а fashion-фотография – в первую очередь как девушке. Стиль и мода – это способ выделиться, что-то сказать, но порой мне не даёт покоя мысль о чрезмерном потреблении  и бессмысленности выпуска и покупки такого количества одежды и аксессуаров.

Мне нравится, что сейчас изменились типажи. Если раньше востребованы были девушки с типичной модельной внешностью и даже как будто одинаковые, то в последнее время такие идеальные модели остались только в сфере рекламы косметики. Теперь больше ценится индивидуальность.

Например, если раньше о какой-то девушке можно было бы сказать, что она некрасивая или у нее есть какой-то недостаток, то сейчас это считается ее изюминкой. Фотографы научились видеть красоту в странных и нестандартных девушках и парнях, и мне это тоже интересно. Я очень люблю странных людей, странную одежду, в которой не прогуляешься просто так по улице, или, по крайней мере, не каждый сможет это сделать.


К свадебной съемке, в отличие от некоторых профессиональных фотографов, у Светы нет никакого пренебрежения.

- Я ценю хороших фотографов в этой сфере, которые не штампуют одну фотографию за другой, а развиваются, ищут необычные ракурсы и что-то новое.

Я люблю живые, эмоциональные фото на свадьбах и применяю свои репортажные навыки. От постановки никуда не денешься: паре нужны красивые статичные снимки, но одновременно мне нравится делать репортаж. Я больше не снимаю в клубах, но там я прошла хорошую школу, и многое мне пригодилось. Я знаю, как ловить интересные моменты, как их поджидать.


Мы специально спросили Свету, как она относится к обилию свадебного декора в кадре. Его количество в последнее время зашкаливало на свадебных фотографиях.

- Нагромождение декора в большинстве случаев очень любят на воркшопах и мастер-классах, чтобы показать все, что мы умеем. Это европейский стиль свадеб, который у нас очень ценится. Мне нравится красивый декор, он помогает разнообразить кадры и занять людей, но его не должно быть чересчур. Я не большой любитель снимать много-много деталей и делать много отдельных кадров декора, если только это не нужно самому декоратору. Думаю, что декор останется, но, скорее всего, его станет меньше: декораторы будут думать о гармонии, а не о том, как бы побольше всего показать.

Могу точно сказать, что не очень люблю. Например, новогодние фотодни, когда в студии собирают много красивого декора и снимают семью за семьей – то у камина, то у елки и т.д. Я такое снимаю, но редко, мне это неинтересно, потому что это надуманные кадры. Понятно, что люди хотят качественную, красивую, семейную фотографию. Но я все-таки за живые снимки. А студийные фотографии можно сравнить с походом в фотосалон в былые времена, никакого развития, а лишь штампованный кадр за кадром. Лучше чуть больше потратить времени, прогуляться, поболтать, половить кадры – выйдет, на мой взгляд, интереснее. Людям нравится видеть себя эмоциональными в обычной, настоящей среде.


О компромиссах и ожиданиях клиентов

- Чаще всего клиенты не знают, чего они хотят, ожидания расплывчатые. Если я понимаю, что будет некрасиво, то пытаюсь переубедить. Выкупы в подъезде я не снимаю. Обычно я заранее встречаюсь с парой до свадьбы, ведь каждый фотограф стремится к тому, чтобы работать с теми людьми, которые близки ему по духу или настроению.

Хорошо, когда свадьба выдержана в одном стиле, а не так, что какие-то традиции соблюдаются, а от каких-то отказываются в угоду европейскому стилю. Возможно, я бы хотела снять настоящую, традиционную свадьбу, как в глубинке, и поучаствовать в конкурсе с фотопроектом. В последнее время на конкурсах вообще популярна российская глубинка. Многие фотографы отправляются снимать своих бабушек и дедушек, запечатлевают свои родовые гнезда, и эта тема сейчас котируется.


О стрит-фотографии в Беларуси и России

Альтернативу репортажной съемке в клубах Света нашла в стрит-фото, но в СНГ, как она считает, ей нужно еще учиться снимать на улице. 

- Я пока не понимаю, как эти фотографии здесь преподносить, на данный момент они отправляются лишь в архив. Хотя недавно одно фото, снятое в России, было выбрано редакцией National Geographic  для Celebrations story на их сайте. Конечно, мне больше нравится снимать стрит-фотографию в поездках в Европу и Азию. Там у меня сразу рождаются сюжеты. Наверное, потому что там больше красок. Я вдохновляюсь стрит-фотографией, например, работами агентства Magnum Photos, смотрю альбомы их фотографов.

Фото, отобранное для конкурса Celebrations story от National Geographic

Вроде бы, все это наша ежедневная жизнь, но если поймать интересный момент, то потом можно им восхищаться и много думать. У меня в голове осталось много кадров, которые я упустила – то нет фотоаппарата под рукой, то, бывает, страшно у нас человека щелкнуть, но с последним, конечно, нужно бороться в себе. И потом, если человек меня заметит, то у него на лице уже не будет той эмоции, которая меня заинтересовала.

Но вообще я очень хочу пойти день-два снимать стрит-фото. Ради удачного кадра фотограф может просидеть и день в «засаде». Например, если он видит лужу и как люди через нее перепрыгивают, то наверняка за день удастся сделать интересный кадр.
 

О сотрудничестве с журналами 

Света сама организовывает съемку, а потом отправляет фотографии в зарубежные журналы. Так одну фотосессию уже опубликовал журнал из США. Еще одну ждет публикация также в американском глянце. Для белорусских журналов она тоже снимала.



- Фэшн-фотография в Беларуси представлена группой журналов. К сожалению, не все из них выжили, осталось несколько. Сейчас здесь появляются новые лица. Работают хорошие дизайнеры, есть что показать. Конечно, это не уровень даже России. Съемки бывают очень хорошие, но есть куда расти. По крайней мере, наши модели уже ценятся в мире, участвуют в показах известных брендов.

Разумеется, нужно понимать, что будущее развитие той же фэшн-фотографии зависит от ситуации на рынке рекламы. Нужно создавать продукт, который можно продавать. Рынок у нас не настолько широкий, а индустрия моды не может развиваться в стороне от рекламы.

 

Plus
Share
Class
Pin

Комментарии (0)