Дизайнер интерьеров Евгения Лыкасова: «Если вы хотите сделать интерьер, а не просто ремонт, доверьтесь архитектору»

Евгения Лыкасова – дизайнер интерьеров и архитектор. Она проектирует интерьеры в Минске, Москве и Санкт-Петербурге. Евгения рассказала Backstage.by, как проходит работа от идеи до воплощения проекта, что сейчас в моде – а что нет, на чём не стоит экономить и почему в любительских ремонтах нет гармонии.

- Женя, расскажи, что привело тебя к дизайну интерьеров.

- Я решила заниматься дизайном интерьеров еще в классе восьмом, когда впервые увидела программу «Квартирный вопрос». С того времени я шла к своей цели – самостоятельно работать с интерьером. В школе мне нравилось рисование, математика и физика. Я стала ездить в художественную школу на другом конце города, чтобы  поступить в художественное училище. Там я проучилась два года, а потом решила поступать на архитектора. Кстати, училище мне очень помогло в работе, потому что для архитектора очень важно уметь хорошо рисовать. В институте этому не научат, здесь направленность больше на архитектуру, чертежи.

- Как ты работаешь сейчас?

- Я работаю самостоятельно. Во время учебы я работала в крупной архитектурной фирме, потом – в небольшой частной студии. Но со временем поняла, что хочу работать самостоятельно, зависеть только от себя, быть в проекте главной. Благодаря образованию и опыту я могу делать полный пакет документов. Если же возникает какой-то вопрос, обращаюсь за помощью к специалистам.

- Ты контролируешь работу строителей?

- Да, это авторское сопровождение. Работы строителей нужно контролировать, потому что многие из них не всегда следуют чертежам, кроме того, у них нет художественного образования и видения интерьера. Когда заказчики отказывались от сопровождения, еще ни разу проект не получался таким, каким был спроектирован. Обязательно вылезали косяки. Поэтому, если вы хотите делать интерьер, лучше довериться автору. Например, если нужного светильника не оказалось, только автор знает, каким его можно заменить. Бывает так, что из-за нескольких деталей может развалиться весь интерьер. В итоге получается совсем не то, что было в проекте.

- Когда ты визуализируешь проект в 3D, то представляешь конкретную мебель и материалы?

- Образ интерьера складывается не за один день. Уже на этапе знакомства я начинаю думать, что подошло бы заказчику. Я могу думать об этом в метро или перед сном. Это непрерывный процесс. В 3D я вставляю конкретные модели. Когда начинается реализация, мы можем брать либо эти же модели, либо подбирать аналоги. К сожалению, не всё можно найти на белорусском рынке. Пока у нас не очень большой выбор мебели, светильников. Но всё же мы растём, с каждым годом становится всё лучше. У нас есть прямые представители итальянских фирм – это салон NewStudio. Для тех, кто хочет найти мебель дешевле, появляется много посредников, которые везут мебель из Польши, Китая.

- Ты используешь белорусские бренды или обращаешься к представителям иностранных фирм?

- Всегда бывает по-разному. Например, мы работаем с NewStudio, где очень много качественной, красивой дизайнерской мебели и предметов интерьера из Италии. Есть фирма VitHouse, которая делает качественную мебель под заказ по чертежам. Некоторым заказчикам нравятся конкретные модели мебели IKEA. Что-то  можно найти в ТЦ «Град», куда частники привозят мебель из стран ближнего и дальнего зарубежья. Многое зависит от бюджета, ведь важно, чтобы работа не просто осталась на компьютере, а чтобы люди жили и радовались.

- Что тебе нужно знать о человеке, чтобы понять, чего он хочет?

- Я всегда прошу заказчиков делать подборку фотографий интерьеров, которые им нравятся. Важно выяснить, какие им нравятся цвета, фактуры.  Кто-то любит глянец, металл, кто-то – дерево, лён. Очень важен их образ жизни и мышления, как они проводят досуг, работает ли кто-то из них дома. Я сама много времени провожу у компьютера, поэтому знаю, насколько важно комфортное рабочее место. Дизайн должен решать конкретные задачи: если в одной комнате будет жить двое или трое детей, задача усложняется. Всё это нужно узнать до начала работы и от этого отталкиваться.

- Нужно ли тебе посещать квартиру для работы над проектом?

- Обязательно! На первой встрече мы обсуждаем ход работы. Следующий этап – выезд на квартиру. Только на месте я могу увидеть, куда выходят окна, какое в квартире освещение, как падает свет. Освещение очень важно в интерьере, на плане этого не видно, преграждает ли что-то свет, солнечная это сторона или северная. Мне нужно увидеть своими глазами, как воспринимается высота потолка и объём в целом. Даже на свои объекты в Москве я выезжаю и всё измеряю сама.

- Если квартира на северной стороне, можно ли её сделать светлее?

- Можно. Нужно использовать тёплые тона в отделке и тёплый свет, точечное и рассеянное освещение. Но всё это нужно проектировать и планировать. Нельзя сказать, что мы выведем пару проводов, а вы потом поставите светильники. Нужно предусмотреть, чтобы освещение было красивым и функциональным: как вечером, так и днём.

- Сколько времени тебе нужно на разработку проекта?

- Например, сегодня я встречалась с ребятами по поводу двухкомнатной квартиры. У них проект займёт где-то 2,5 месяца. Это 3D-шки и чертежи. Дальше пойдёт сопровождение и реализация проекта. Если строительная бригада полностью укомплектована (есть электрик, сантехник, 1-2 отделочника), то на ремонт уйдёт месяца три.

- Расскажи, как проходит работа архитектора с клиентом.

- Сначала мы вместе с заказчиками рассматриваем несколько вариантов планировки и составляем из них один. Когда планировка согласована, я приступаю к 3D. Делаю по одной комнате и предлагаю заказчику. Когда все комнаты утверждены, я оставляю заказчиков на какое-то время в покое и делаю чертежи. Во время работы мы выезжаем с заказчиком, чтобы выбрать плитку. При реализации проекта ездим по магазинам, выбираем и согласовываем светильники, розетки: всё до мелочей.

- Бывали ли у тебя клиенты, которые хотели всё переделать в проекте?

- Чтобы всё переделать – пока не было. Только мелкие переделки. При беседе я пытаюсь уловить, что нравится клиентам и чем они живут, и тогда всё получается хорошо и быстро. Конечно, истории бывают разные. Знаю, что дизайнеры даже ездили на отдых лечиться после сложного сотрудничества.

- Ты можешь отказаться от проекта, если вкус клиента не совпадает с твоим?

- Да. Если человек меня выбрал, то должен доверять моему видению интерьера. Если заказчик хочет то, что мне в корне не нравится, я говорю: либо прислушиваемся ко мне, либо без меня. Сложно творить, когда тебе это не нравится. Поэтому я и ушла из крупной строительной фирмы, где проектировала заправки.

- На какой бюджет можно ориентироваться при заказе дизайн-проекта?

- Это зависит от стиля и квартиры. В среднем, выходит где-то от 1000 долларов на метр квадратный по отделке, мебели, светильникам. Черновые работы (демонтаж, оклейка) отдельно считают строители. Расценки бригад отличаются: одни предлагают 250 $ за метр, другие берут меньше за такую же работу. Высокие цены не гарантия качества, всё зависит от конкретных мастеров и их отношения к работе.

Я рассчитываю стоимость мебели, отделки стен, пола и потолков, светильников, штор. Стоимость чертежей и 3D-визуализации тоже зависит от сложности интерьера и стиля и может варьироваться, но всё заранее оговаривается с клиентом при заключении договора.

- Какие стили сейчас популярны?

- У нас скандинавский сейчас самый популярный, ещё молодёжь любит лофт. Сейчас вообще пошла волна на лофт, брутализм.  В Москве популярна неоклассика (смесь классики и современного стиля).

- Что в дизайне интерьеров выходит из моды?

- Натяжные потолки. Матовые ещё используют тогда, когда нельзя технически использовать гипсокартон, но глянцевые я бы вообще не советовала. Есть что-то модное, а есть вечное. Интерьер должен быть таким, чтобы он нравился и через 10 лет. И здесь нужно поймать грань между красотой и простотой. Если это удалось, интерьер будет живой, красивый, современный.

- А что ты скажешь насчёт шкафов-купе?

 - Я их не очень люблю из-за металлических направляющих. Хотя есть красивые шкафы-купе от дорогих производителей, которые выглядят потрясающе, но и стоят тоже потрясающе. Я предпочитаю шкафы с открывающимися створками: лучше обычного открывания ничего нет.

- Сейчас актуальны обои или покраска стен?

- Актуальны оба варианта. Покраска – холоднее по восприятию. У обоев более мягкая фактура, они теплее. Поэтому в детской лучше клеить обои под покраску, особенно если ребенок спит около стенки. Что касается расцветки, то я люблю больше однотонные обои. Но, например, в скандинавском стиле есть обои с геометрическими узорами, которые при использовании в умеренных дозах смотрятся классно. В общем, обои не выйдут из моды никогда.

- Какие ты сама предпочитаешь материалы?

- Мне нравятся натуральные материалы: дерево, лён, камень. Но не всегда такое себе может позволить заказчик, поэтому приходится искать аналоги.

- На чём не стоит экономить в ремонте, а что можно взять подешевле?

- Однозначно экономить не стоит на плитке. Лучше выбирать итальянскую или испанскую. Посмотрите на плитку: если вам хочется её потрогать, почувствовать фактуру поверхности, то это уже большой плюс в сторону выбора. Ещё не стоит экономить на светильниках, так как вид люстры во многом делает интерьер. Не нужно экономить на шторах и кухне, которую покупают на годы. Вообще лучше ни на чём не экономить, ведь ремонт – дело очень важное. Если средства не позволяют купить всё сразу, лучше двигаться к намеченной цели медленно, но верно. Экономить можно только на том, что легко заменить. Например, на мебели, которую можно отвезти на дачу.

- Где ты берёшь идеи для вдохновения?

- Слежу за тенденциями в интернете, смотрю работы других архитекторов. Много идей нахожу в поездках, в других странах, где отношение к интерьеру на уровень выше. Часто вдохновляют простые вещи, совершенно не относящиеся к интерьерам: природа, люди,  сочетание фактур в одежде, живопись.

- Чем отличается отношение к архитекторам в Беларуси от стран Европы или Америки?

- У нас изначально другое отношение к архитекторам. Если за границей строится здание, и архитектор предусмотрел в отделке розовую перламутровую плитку, то стройка останавливается и ждёт, пока фабрика выпустит достаточное количество плитки. Стройка может остановиться на год! У нас же заказчик может сказать: нет, здесь надо дешевле. Берут дешевую плитку, убирают декоративные элементы. Например, мой муж (он тоже архитектор) проектировал торговый центр с навесом, который выделял его среди всех остальных. Но заказчик не захотел тратить на это деньги – и остался просто прямоугольник. У нас люди пока не готовы платить, чтобы было красиво.

- Как бы ты посоветовала людям строить отношения с дизайнером своего будущего интерьера?

- Важно доверять архитектору и найти с ним взаимопонимание. Тогда у всех будет хорошее настроение, а проектирование будет идти замечательно. Важно найти профессионала и доверять ему, как врачу. Если вы хотите сделать хороший интерьер, а не просто ремонт, нужно внимательно подойти к выбору специалиста, посмотреть его работы. Если вам нравится то, что он делает, нужно доверять ему, а не диктовать.

- Чего никогда не достичь любителю, который сам решил создавать свой интерьер без дизайнера?

- Гармонии. Когда у дизайнера есть вкус, чувство пропорции и света, получаются потрясающие проекты. Обычный человек этого не чувствует.  Он где-то увидит одно, где-то другое, а когда собирает всё вместе, между собой это не согласуется и не смотрится гармонично. Это как с картиной, в которой нечего отнять или добавить: она выглядит идеально. Убери хоть что-то – и уже не то. Так и с интерьером. К тому же архитектор технически знает, что можно, а что нельзя.

- Как у людей меняется жизнь, когда их дом становится красивым?

- Когда ты открываешь дверь и видишь, что в доме всё новое, всё такое, как ты хотел и о чём мечтал, меняется сознание. Жить в таком доме приятно! Добрее становишься. Дом – это дом, поэтому дома должно быть хорошо. Для меня главное, чтобы после окончания работы люди были рады. Это самое классное: ты сделал так, чтобы кому-то было хорошо жить.

Блиц-опрос:

1. Мой любимый проектЯ люблю все свои проекты, потому что люблю людей, с которыми работаю.

2. Если человек не может определиться со стилем, я советуюпосмотреть картинки в интернете, чтобы понять, как ему комфортно жить.

3. Я бы никогда не взялась зато, что мне не нравится. За проект, в котором заказчик бы мне диктовал, как работать.

4. Главное в дизайне интерьера – этопочувствовать заказчика.

5. Я мечтаю разработать интерьер для небольшой гостиницы в центре какого-нибудь европейского городка.

Беседовала Влада Маршева

Фото: проекты Евгении Лыкасовой

Plus
Share
Class
Pin

Комментарии (0)